Очень согласна Саша Скочиленко пишет:
Думаю, многие уже заметили: то, что происходит сейчас - это не только война в Украине, а настоящий раскол в обществе - война ценностных систем.
Люди, протестующие против войны, топят за сравнительно молодые и маргинальные в России ценности гуманизма, эмпатии, феминизма, индивидуализма… Люди, которые призывают поддерживать войну, тоже очень искренне и рьяно защищают свои ценности. Наверное, это наиболее ярко проявляется в том, как они нам врут - активно и нагло. Создаётся впечатление, что они не считают, что мы достойны правды в любой ее форме и никогда этой великой правды их не поймем, поэтому перед нами всеми силами наспех отмазываются, мол, вот вам такой аргумент, да, от**битесь уже, дайте дело правое закончить. Я вот все думала, за что же такое важное эти люди самозабвенно воюют? А теперь у меня есть такой ответ: возможно, этой самой большой краеугольной их ценностью, которую плотным кольцом окружают бастионы вранья "во благо", и является… насилие.
Борьба этих людей идет за саму возможность беспрепятственно это насилие осуществлять и пестовать или окутывать молчанием таинства. Да-да, то за что они борются в сухом своем остатке и является насилием. Борются за то, чтобы ребенка можно было ремнем учить и никакая "ювенальная юстиция" не вмешалась, чтобы младшую сестру кулаком наставить на "путь истинный", за возможность принудить силой, когда захочется, и чтобы полиция в это частное семейное дело не вмешивалась. Бьются за возможность пошутить сексистскую шутку, за то, чтобы не обвиняли в харасменте, за то, чтобы шлепнуть "красивую телочку" по попе, и все вокруг посмеялись, за возможность рассказать старый бородатый анекдот про п*даров или оскорбить "америкосов" под общее одобрительное гоготание. За то, что "бьёт значит любит". За "нравится не нравится, терпи моя красавица". За возможность дать сдачи и “поиметь противников”. За "стерпится-слюбится". За право навязать токсичную заботу и запихать кого-то или что-то в прокрустово ложе своих ожиданий. За то, чтобы "вламываться в квартиру соседа" потому что было подозрение, что "там наркоманы". За возможность превышать свои полномочия и использовать служебное положение. За возможность втихую пытать, воровать и убивать, когда это "необходимо". За "удаль молодецкую". За возможность "поговорить по понятиям"...
Очевидно, что весь этот "новый мир" с его изнеженным миллениалами, прошедшими психотерапию и с тем, что теперь "мужчина тоже имеет право на чувства / слезы", с зеркальными нейронами, парадигмой заботы о природе и менталке, культурой согласия, внимания и Новой искренности, несёт угрозу "старым добрым" ценностям ультра-насилия, где "бойцовский клуб" - это предел духовных мечтаний отдельно взятого индивида.
Многие говорят, что делали что-то не то, как-то не так боролись эти годы, не в то вкладывали силы. А я чувствую, что я все делала правильно. Кроме митингов и наблюденийй за выборами, начиная с 14-го года я топила за психопросвещение и пробуждение эмпатии в гражданах, и я вижу, сколько подобных людей появилось в нашей стране с тех пор. В первых рядах выступают против насилия те, кто так или иначе связан с психотерапевтической культурой. Именно эти люди смогли в самые первые дни войны сказать насилию очень твердое "нет". И это навык, который у травмированного человека берется только после освобождения его чувств на психотерапии, в работе с его травмой, в проживании насилия, с которым ему или ей пришлось столкнуться. Да, человек, который хоть раз плакал от инсайта, связанного с тем, как жизнь прекрасна, не может хотеть убить и не представляет для чего такое может быть нужно.
Да, нас меньше, чем было необходимо для того, чтобы остановить войну в первые ее дни, и это большая трагедия, но нас, к удивлению, оказалось достаточно для того, чтобы это война не была такой же как чеченская, когда почти всем было абсолютно пох*й.
Нужно продолжать и дальше в этом направлении. Мы сможем, с каждым нашим нет, мы даём это войне меньше шансов развиваться дальше.
P.S. По поводу стыда за то, что делают русские солдаты. Сначала я стыдилась, а потом поняла, что, когда моих друзей много лет п*здили омоновцы, я за этих мразей не стыдилась (всё-таки они тоже моих друзей били на мои налоги), я их ненавидела и продолжаю ненавидеть, и когда вижу мента на улице, то обязательно говорю: "позорник". Не терзайте себя стыдом - это бесполезно, и это не про Вас, в случае если Вы не поддерживали никогда войну или Путина. Не надо стыдиться, надо стыдить виновных - тех, кто бьёт, отдает приказы или оправдывает войну.